Проведение мониторинга предприятий в Банке России

Проведение мониторинга предприятий в Банке России

В современных экономических условиях успех любого предпринимателя зависит от умения быстро и эффективно распоряжаться информационными ресурсами, выбирая среди множества источников достоверные и способные приносить пользу сведения.

Обладать объективной оценкой изменений деловой среды должны и ведомства, решения которых оказывают существенное влияние на бизнес-климат в стране. Так и в Центральном банке Российской Федерации, в соответствии с поставленными перед ним задачами, более 15 лет назад было принято решение о создании системы мониторинга предприятий посредством регулярных опросов хозяйствующих субъектов. Мониторинг предприятий является для Центрального банка инструментом отслеживания и анализа ситуации в реальном секторе экономики. Его результаты имеют ряд преимуществ, поскольку позволяют дополнять официальные статистические показатели качественными оценками, выявлять сезонные изменения и проводить анализ взаимосвязей.

Наблюдение за деятельностью предприятий является одним из направлений работы практически всех центральных банков ведущих стран мирового сообщества. Это позволяет им располагать собственными базами данных и получать независимые от официальной статистики оценки развития ситуации в экономике, хотя основные задачи проводимых исследований в разных странах могут отличаться. К примеру, в Германии мониторинг проводится в целях осуществления операций рефинансирования, в США - служит основой системы управления рисками, а в Японии его результаты применяются при формировании ориентиров для функционирования финансовых рынков. Во Франции мониторингом занимаются уже почти полвека, рассматривая работу с предприятиями как один из важнейших элементов поддержания финансовой стабильности в экономике. Несмотря на имеющиеся различия в целях и способах сбора информации от предприятий, общим является одно: все данные предоставляются экономическими субъектами на добровольных началах.

Такой принцип положен и в основу проведения опросов в нашей стране. Однако методология в части видов и содержания опросных анкет была адаптирована под российскую экономику. Предприятиям предлагается к заполнению четыре типа анкет.
1. Ежемесячные конъюнктурные анкеты. Они содержат вопросы об изменениях условий хозяйственной деятельности, производства и спроса, цен и издержек, факторов, влияющих на деятельность предприятий, ожиданиях на ближайшие три месяца.
2. Ежегодные инвестиционные анкеты, включающие вопросы об изменении инвестиционной активности предприятий, основных формах, мотивах и источниках инвестиций.
3. Ежегодные финансовые анкеты, которые базируются на основных статьях бухгалтерской отчетности и позволяют получить информацию о финансовом состоянии предприятия.
4. Полугодовая анкета доступности финансовых ресурсов, включающая вопросы привлечения финансирования и взаимодействие с финансовыми организациями.

Предприятие может согласиться на заполнение только одной анкеты (по выбору) или их комбинацию. При заполнении анкет никакие подписи и печати не требуются.
Взаимодействие осуществляется любым удобным для предприятия способом, в т.ч. по электронной почте и телефону.

Получая от предприятия анкеты, мы гарантируем ему конфиденциальность использования информации. Это обеспечивается присвоением каждому участнику персонального кода (который вместо наименования предприятия проставляется на анкетах), а доступ к его принадлежности конкретному предприятию имеют только те специалисты Банка России, которые непосредственно занимаются данной работой.

Анкеты просты для заполнения и не требуют значительных трудозатрат. Практически все они (за исключением финансовой) построены на принципе выбора варианта ответа на поставленные вопросы. Как правило, их три, например: улучшилось - не изменилось - ухудшилось, высокий – средний - низкий. Таким образом, мы имеем дело с мнениями, оценками и ожиданиями предприятий.
Полученные в результате опросов базы данных позволяют использовать их в нескольких направлениях при проведении аналитической работы.

В первую очередь, это формирование сводных (так называемых стандартизированных) обзоров. Они базируются исключительно на данных, получаемых от предприятий. Их периодичность и состав показателей соответствуют видам и структуре собираемых анкет. В конъюнктурном, инвестиционном обзорах и обзоре по спросу на банковские услуги по каждому вопросу анкет содержатся результаты анализа в текстовой и графической форме.
Финансовый обзор содержит информацию о динамике активов и пассивов предприятий, структуре их капитала и эффективности его использования, состоянии расчетов и уровне обеспеченности обязательств. Методология анализа, применяемая при его подготовке, основана на Международных стандартах бухгалтерского учета, отечественных положениях по бухучету, а также на результатах сопоставления приемов финансового анализа, используемых российскими и зарубежными исследователями.

При взаимодействии с предприятиями особое внимание уделяется «обратной связи», как основополагающему принципу проведения опросов. В обмен на свою заполненную анкету экономический субъект обязательно получит соответствующий обзор.
Тем предприятиям, которые заполняют финансовую анкету, в обязательном порядке направляется Бланк отраслевого сопоставления финансового положения. Этот материал разработан на основе опыта применения подобного инструмента в Германии и не имеет аналогов в Российской Федерации.

Бланк содержит ключевые показатели, характеризующие финансовое состояние конкретного предприятия: уровень самофинансирования, степень обеспеченности обязательств, скорость оборачиваемости средств, уровень рентабельности.
Эта информация позволяет предприятию в достаточно оперативном режиме получать в динамике оценку его финансового положения в сопоставлении с аналогичной оценкой результатов деятельности группы предприятий одного с ним вида экономической деятельности и размера активов. Сопоставление включает «индикатор позиции», который показывает попадание каждого из перечисленных показателей в зоны умеренного и повышенного риска. Бланк включает все отчетные периоды в течение года. Соответственно, к концу года предприятие получает материал, в котором отражена поквартальная динамика показателей в течение всего периода.

Бланк также направляется только в адрес того участника, который предоставил данные о своих финансовых показателях. Управленческий персонал предприятия сам принимает решение о его демонстрации при взаимодействии с партнерами, акционерами, обслуживающей кредитной организацией. Если результаты работы свидетельствуют о достижении более высоких позиций по сравнению с аналогичными предприятиями, это может служить дополнительным аргументом при проведении переговоров о более приемлемых условиях получения кредитов, либо других договорных отношений.
В настоящее время в опросах, проводимых Банком России, принимают участие более 12 тысяч предприятий: от крупных игроков рынка, располагающих миллиардными активами, до индивидуальных предпринимателей.